Из чего состоят смазочные материалы

Итак, давайте посмотрим, из чего состоит смазочный материал. Если мы возьмем любое масло и рассмотрим его типовой состав и примем его за 100%, то мы увидим с Вами, что от 70 до 90% составляет базовое масло. Пакет присадок, который частично улучшает эксплуатационные характеристики продукта это всего лишь от 10 до 30%. У многих возникает мнение, что если добавить больше присадок в базовое масло, то это значительно улучшит те или иные характеристики готового продукта. Но на деле, исходя из исследований, всю основную работу все-таки выполняет именно базовое масло, поэтому его изначальное качество должно соответствовать заявленным требованиям и стандартам.

Поговорим об одном из самых основных моментов связанных с производством смазочных материалов — это блендинг. Если своими словами то блендинг — это итоговый процесс приготовления или варки смазочного материала, будь то моторное масло, трансмиссионное или гидравлическое.

В основе производства стоит большой реактор, который носит название блендер, куда заливается базовое масло и через специальный дозатор туда подается пакет присадок. В результате простой операции физического смешения при температуре около 70-80 градусов Цельсия проводится полное растворение пакетов присадок в структуре базового масла. После этого осуществляется фасовка конечного продукта на линию в различную тару, это могут быть бочки, кубы, автомобильные цистерны, канистры, ж/д вагоны.

Если взглянуть на структуру нефти мы увидим что она состоит из огромного количества углеводородов, которые обладают абсолютно разными свойствами и технологам очень проблематично изъять из структуры нефти именно те, которые нам полезны: Изопарафины, Линейные парафины, Нестабильные соединения, ароматика и сера (изображение ниже).

Изопарафины

В идеале всем нефтепереработчикам хотелось бы, чтобы нефть состояла целиком из изопарафинов.

Как видно из формул выше — это углеводороды с разветвленной структурой. Почему именно эти углеводороды имеют ценность? Потому что данные углеводороды обладают наименьшей склонностью к испарению, а это значит что конечный потребитель не будет сталкиваться с повышенным расходом на угар. И эти углеводороды обладают самой высокой термоокислительной стабильностью. Это означает что из него можно изготовить масло, которое требуется реже менять.

Но здесь есть одна большая проблема. Изопарафинов в настоящей нефти практически нет, при всем при этом в структуре нефти большое количество линейных парафинов, и очень большое количество нестабильных соединений, куда относятся ароматические углеводороды и сера.

Линейные парафины

Основным минусом линейных парафинов является то, что данные углеводороды очень быстро замерзают. Поэтому если оставлять эти углеводороды в составе масла, то масло будет уже замерзать при температуре окружающей среды уже при плюс 5 градусов Цельсия и это неприемлемо.

Нестабильные соединения. Ароматика и сера

Тоже самое можно сказать и про ароматические соединения и серу. Ароматика обладает такими свойствами, вступает в реакцию с водой или топливом которое при работе двигателя внутреннего сгорания и сильно коррозирует систему. Поэтому смазочный материал, который содержал бы в своем составе серу или ароматику пришлось менять бы очень часто.

Поэтому основной идеей любого производителя — это удаление линейных парафинов по максимуму, и удаление нестабильных ароматических соединений и серы.

Для того чтобы упростить понимание конечного потребителя, а самое главное упросить коммуникацию между большим количеством производителей различных смазочных материалов американский институт нефти выпустил международную классификацию которой в настоящий момент пользуются абсолютно все производители.

Классификация базовых масел по API

Группа базового масла

Содержание серы %

Содержание предельных углеводородов %

Индекс вязкости

Группа I

> 0,03

<90

80-120

Группа II

0,03

90

80-120

Группа III

0,03

90

>120

Группа IV

Полиальфаолефины

Группа V

Другие, не вошедшие в Группу I — Группа IV

Существует 5 видов базовых масел, каждая из которых отличается в первую очередь по своему составу, это различные виды углеводородов, обладающих определенными свойствами.

Мы в регионах
Остались вопросы?

Заполните форму и получите консультцию по интересующим вас вопросам: